В сентябре 2024 в Еврейском музее открылась выставка «Иосиф Бродский. Место не хуже любого», посвященная жизни поэта в эмиграции с 1972 по 1996. Интмедиа принимала участие в создании экспозиции в части мультимедиа.
Выставка начинается уже в холле. Здесь представлен макет комнат коммунальной квартиры, в которых Бродской жил с родителями вплоть до отъезда в 1972 году. Куда бы ни забрасывала Бродского судьба, он всегда воспроизводил вокруг своего письменного стола обстановку родных ленинградских «полутора комнат».

Рядом с макетом размещена интерактивная инсталляция “Иосиф Бродский. Краткий глоссарий”. Нажимая на клавишу печатной машинки, посетитель выбирает букву алфавита, и на дисплее появляется страничка с информацией о персонаже, месте или предмете, имя которого начинается с выбранной буквы.

В зале, посвященном Англии, атмосферу создаёт проекция: пейзаж северной русской деревни, куда Бродский был сослан в 1964 за тунеядство и где освоил английский язык, занимался переводами и изучением английской литературы.
Проекция – отсылка к стихотворению «Деревья в моем окне, в деревянном окне…», написанному в Архангельской области в 1964 году.

Летом 1972 года Бродский переезжает в США и принимает пост «приглашённого поэта» в Мичиганском университете, где преподаёт до 1980 года. Посетители видят американский кабинет Бродского – стол у окна, книги, фотографии, печатную машинку…

В какой-то момент на столе возникают рукописи, печатная машинка, дымящаяся сигарета, подсвечивается стопка книг на полке, макет китайской джонки – начинается короткое мэппинг-шоу. Проекция представляет предметы на столе и на полке объёмными, они кажутся материальными и как бы отбрасывают тени: рядом со столом – окно. Спустя несколько минут все картинки и подсветка исчезают, чтобы появиться снова и снова.

Смотреть видео >


Бродский любил Италию, много раз бывал в Венеции и похоронен там. Последний зал выставки – венецианский.
“…Плещет лагуна, сотней мелких бликов тусклый зрачок казня за стремленье запомнить пейзаж, способный обойтись без меня”.
(Иосиф Бродский, отрывок из «Венецианских строф (2)» , 1982).

В раме арочного венецианского окна виден Canal Grande – рябь и блики на подвижной освещенной солнцем воде. Главный канал Венеции представлен видеопроекцией на просвет. Но это только часть инсталляции. Возникают звуки потока, начинается наводнение: по подоконнику, по стене, по полу разливается вода – проекция имитирует затопление. Через некоторое время “вода” уходит – проекция гаснет.

Смотреть видео >


Интерактивный “Глоссарий”, микромэппинг в американском зале, проекция в зале Венеции и в зале Англии – Интмедиа спроектировала и выполнила эти инсталляции и подготовила контент для них.
Микромэппинг в американском зале и сшивка проекции в зале Венеции осуществляются с помощью программного обеспечения Dataton WATCHOUT.


05.10.2024