Кливлендский художественный музей (Cleveland Museum of Art) известен своей обширной коллекцией восточного и египетского искусства, насчитывающей более 43 000 экспонатов. В 2005 году в рамках программы модернизации, для привлечения в музей новой публики было решено создать интерактивный комплекс.
Исследование аудитории Кливлендского музея показало, что его типичный посетитель - хаотично передвигающийся по залам человек, не имеющий заранее составленного плана осмотра и уделяющий внимание лишь отдельным экспонатам, которые ему нравятся или о которых он имеет представление. Большинство посетителей сказали, что не задумываются об экспозиционных принципах и не обращают внимания на аннотации к выставкам, а интересуются лишь отдельными произведениями искусства. Оказалось, что большинству посетителей не ясны тематические концепции залов как частей единого комплекса.
Итогом проведенного исследования стала идея диалога между посетителем и экспонатом, реализованная в интерактивном пространстве Gallery One. Главная цель диалога – побудить посетителя изучать произведения искусства и пробудить у него интерес к самому процессу исследования. Посетители получают информацию не с помощью стандартных способов - лекций, картинок и пояснительных текстов, - а отвечая на вопросы:
- Что это? Что вы видите?
- Как это сделано?
- Зачем это было создано?
Такой подход позволяет уйти от классического искусствоведческого повествования о коллекции и предоставляет посетителю новые способы получения знаний, например, с помощью шести больших мультитач-экранов («линз»), которые помогают преодолеть «эффект витрины», неизбежный в традиционных музеях. Интерактивные мультитач-экраны позволяют взаимодействовать с виртуальным арт-объектом, прикасаться к нему, крутить, исследовать и, главное, получать ответы на вопросы. Каждая линза управляется отдельным компьютером, расположенным в удаленной серверной, а источники направленного звука находятся над головами посетителей, так что звуковое сопровождение слышно только в радиусе двух метров. Программное обеспечение включает в себя различные мультимедиа, текстовую информацию, а также одну или несколько тематических интерактивных игр.
Так, игра «Лев» помогает посетителям - на примере изображений этого животного - проследить, как менялся визуальный язык искусства у разных мастеров и в разные периоды, от реализма до абстракционизма.
Программа игры «Погримасничай» (Make a face) распознает с помощью веб-камеры лицо посетителя (измеряет расстояние между глазами, считывает форму скул и пр.), а затем в режиме реального времени находит соответствия каждому выражению его лица на 189 портретных изображениях из коллекции музея. «Парные портреты» посетитель может сохранить для себя, выложить в соцсетях и т.д., но одновременно эти двойные фотографии транслируются на видеостену «Маяк» (Beacon) перед входом в галерею.
Видеостена The Beacon состоит из нескольких жидкокристаллических дисплеев, на которых демонстрируются как заранее подготовленные сюжеты (отобранные работы из коллекции), так и постоянно обновляемая информация (например, свежие фотографии посетителей из игры «Погримасничай»).
По материалам: http://mart-museum.ru/