Художественная выставка «В движении – искусство и футбол» (In Motion – Art & Football) была открыта в Немецком музее футбола в Дортмунде в мае 2024 года в преддверии ЕВРО-2024. Устроители стремились создать экспозицию, интересную даже для тех, кто редко посещает художественные музеи. 175 картин из национальных и международных коллекций экспонировались в цифровом формате. Двадцать три UHD-проектора создавали динамичные полотна, дополненные фильмами, фотографиями и звуком.
Получился своего рода тематический обзор европейской модернистской живописи. Каждая страна, участвовавшая в ЕВРО-2024, была представлена как минимум одним художником, посетители увидели малоизвестные работы Рене Магритта, Пауля Клее, Фриденсрайха Хундертвассера, Сальвадора Дали, Жоана Миро, Умберто Боччони и других.
Необычен формат выставки: произведения искусства были смикшированы с кино- и фотоматериалами в масштабной инсталляции площадью 1000 квадратных метров. Звуковое оформление воспроизводило атмосферу XX века. Выставка стала симбиозом цифрового и аналогового искусства, кино и перформанса.
В разделе «Цифровая галерея» картины можно было посмотреть в виде высококачественных цифровых копий и прослушать аудиофайлы с рассказом о них.
На отдельном стенде был дан исторический контекст, в котором были созданы картины.
Проектирование и установку аудиовизуального оборудования выполнила компания SIGMA.
Для озвучивания большого пространства со множеством дисплеев потребовалась многополосная аудиосистема. Компании LEM Studios и PBX Studios отвечали за звуковой дизайн и создание аудиоконтента. На основе стереофонической звуковой дорожки был создан насыщенный, захватывающий звуковой ландшафт. Идея заключалась в том, чтобы звук распространялся со всех сторон, создавая эффект присутствия.
Мощная потолочная система обеспечивала полнодиапазонное звучание по всей площадке, но для иммерсивного эффекта звук должен был быть более камерным. «Для достижения эффекта погружения звук должен был быть „близким и личным“ для каждого из посетителей», — говорит Маркус Хоссак из LEM Studios.
Для этого под двумя боковыми проекционными стенами размером 17,5 м на 26,5 м каждая были установлены 25 компактных двухполосных активных громкоговорителя с функцией контроля и калибровки через кабель витой пары и потоковой передачей контента по IP. Эти громкоговорители воспроизводили отдельные аудиоэлементы, создавая пространственный микс, и зрители, находящиеся в разных местах, слышали контент немного по-разному.
В какой-то момент музыка заполняла зал (работала потолочная система), в то время как IP-громкоговорители исполняли отдельные инструментальные партии. Тонкие звуковые эффекты, такие как звуки шагов, капель дождя, движения карандаша по бумаге, были также локализованы, чтобы соответствовать визуальному ряду.
«Мы хотели создать „кинотеатр, по которому можно прогуляться“, — говорит Маркус Хоссак из LEM Studios. — Мы хотели распределить звук по разным зонам, чтобы каждый посетитель мог получить свой уникальный опыт. В студии мы микшировали в Dolby Atmos и смогли подготовить контент в формате 7.1.4. Однако на площадке пришлось масштабировать систему, чтобы включить все 50 громкоговорителей. Управление временем, маршрутизацией и синхронизацией было настоящей проблемой, и у нас было всего четыре дня на всё. И мы справились».
Выставка продлилась до января 2025 и имела большой успех, вот что сказал о ней мэр Дортмунда Томас Вестфаль: «… футбол и высокая культура не обязательно должны существовать раздельно. Эта специальная выставка задаёт новые стандарты, подчёркивая особое значение Музея футбола для нашего города».
В настоящее время планируется организовать турне выставки по всему миру, и многополосная акустическая система станет неотъемлемой частью этого проекта.
28.08.2025
Источники:
https://sigma-av.com/en/projects/project-detail/in-motion-art-football-immersive-exhibition-at-the-german-football-museum/
https://www.avinteractive.com/territories-news/europe/genelec-delivers-spatial-audio-for-german-football-museum-12-08-2025/
https://neonext.de/en/projects/digital-media-film-production/in-motion-art-football-euro-2024