Гумбольдт-форум открылся в Берлине в 2021 году, он задуман как культурное и научное пространство, открытая международная площадка для диалога. Форум назван в честь братьев Гумбольдт – выдающихся немецких ученых, именем которых назван и Берлинский университет.
Строительство здания Форума началось в 2012 году. Изначально на этом месте располагалась резиденция германских императоров Гогенцоллернов. Новый комплекс вписан в тот же периметр, что и уничтоженный дворец прусского короля Фридриха I, причем три барочных фасада восстановлены по сохранившимся документам.

Полезная площадь архитектурного ансамбля  свыше 96 тыс. кв. м, из них около 40 тыс. кв. м отданы музейным и выставочным пространствам.
В новом комплексе разместились неевропейские этнографические коллекции, собрания предметов искусства стран Азии, постоянная экспозиция, посвященная истории города, а также залы для временных выставок и открытая исследовательская лаборатория Берлинского университета им. Гумбольдтов.

“After Nature” (в соответствии с природой) стала одной из премьерных выставок Гумбольдт-форума. Выставка посвящена связи изменений климата с утратой биоразнообразия планеты, а также глобальным вызовам демократическому порядку. Нынешняя модель общества привела к изменениям в системах “человек-окружающая среда”, к неравенству как внутри обществ, так и между странами. Выставка представляет весь спектр исследовательских подходов к этим проблемам.

Экспозиция напоминает кунсткамеру: подвешенные к потолку витрины создают атмосферу "кабинета редкостей", призванного изумлять публику и выстраивать ассоциативный ряд между самыми разными предметами. 

Panic
В фойе выставки посетителей встречают косяки рыб: интерактивная проекция “Panic” (паника). Инсталляция задаёт главную тему выставки: взаимодействие и кризисы природных и социальных систем – и показывает, что мы тесно связаны с окружающим миром, что любые действия неизбежно имеют последствия.

Каждая рыбка реагирует не только на других рыб, но и на посетителей, находящихся у экрана. Если люди ведут себя спокойно, рыбы становятся любопытными, стремятся приблизиться и собираются вокруг посетителей. Возникает дружелюбный диалог между человеком и цифровой стаей.
Но как только активность и жесты присутствующих становятся быстрыми и агрессивными, рыбы впадают в панику.
Пять 3D-камер следят за перемещениями и жестами посетителей. Эти данные влияют на поведение стаи и звуковой ландшафт. Фоновая “водная среда” изменяется вместе с движениями рыб. Это дополняет интерактивный характер инсталляции и создает почти осязаемый подводный мир.
Бесшовное изображение высотой 4,5 метра проецируется на полупрозрачный занавес двумя сверхширокоугольными проекторами. Проекцию можно наблюдать и с обратной стороны занавеса.


Об алгоритме
В 1987 году Крейг Рейнольдс придумал алгоритм, описывающий поведение стаи, взяв за основу три основные правила: “Сплоченность, выравнивание, разделение”.
Разработчики инсталляции добавили четвертое правило: “Паника”. Паника заразительна. Результат – каскадные схемы побега, захватывающие всю стаю.
На видео (см. ниже) показано, как работает система: пять разных групп рыб с разными параметрами поведения, любопытство рыб к пользователю (зеленый кружок) и заразительная паника при слишком быстром движении (красный кружок).

 Стена исследований (The Research Wall)

Стена исследований – центральный элемент выставки “After Nature”, её постоянная трансформация – символ непрерывности движения в научном поиске. Инсталляция вовлекает посетителей в дискуссию по центральному вопросу нашего времени: «Как мы хотим жить?».
The Research Wall демонстрирует разные и часто противоречивые позиции ведущих ученых, призывает зрителей задуматься над вызовами современности.
Благодаря динамичному сценарию Стена дает возможность познакомиться с несколькими сюжетными линиями, следуя за отдельными персонажами и их исследовательскими проектами. Эти параллельные повествования переплетаются с основным повествованием и сопровождаются интерактивными моментами — уникальным опытом, который предполагает многократное посещение.


Три архива
Этот зал посвящён трём историческим архивам Берлинского университета имени Гумбольдтов и демонстрирует разные представления: “свои” и “чужие”. Акустические, письменные и визуальные документы архивов дают возможность углублённой исторической разработки актуальных тем, представленных на Стене исследований.

Источники: https://jhnnslmk.de/work/research-wall/
https://schnellebuntebilder.de/the-research-wall/
https://schnellebuntebilder.de/panic/
https://germania-online.diplo.de
https://www.theartnewspaper.ru/posts/8675/

01.12.2023