Город-порт Цзянмэнь - родина миллионов хуацяо, рассыпанных по всему свету и осевших в Юго-Восточной Азии, Северной Америке, Западной Европе и Австралии.
В начале 2023 года в Цзянмэне был открыт Музей зарубежного Китая. 
Почти два десятка проекторов используются в экспозиции для освещения ряда цифровых экспонатов. К ним относятся проекции карт Морского Шёлкового пути, сцены китайской эмиграции, вклад китайцев в строительство железных дорог за рубежом, экспонаты посвященные образованию на китайском языке. Экспозиция музея состоит из нескольких разделов.


1. Путь за океан
В центре зала – модель корабля Наньхай-1, затонувшего 800 лет назад, это было торговое судно времен династии Сун.
На таких кораблях на заработки за море отправились люди из Уи на шестом году правления императора Сицзуна из династии Тан (879 г. н. э.). Они последовали за арабскими купцами на Суматру (Индонезия). С тех пор зарабатывать на жизнь, переправившись через океан, стало обычным делом.

Взяв за основу реальные истории, дизайнеры воссоздали сцены прощания, применив слои и анимацию, чтобы показать, как китайцы покидали родные места. Три тематические сцены решены с использованием скульптурных групп на фоне масштабной панорамной проекции.



2. За границей. Борьба за выживание
Вторая часть экспозиции посвящена тяжелому и опасному труду китайских рабочих на строительстве Североамериканской  трансконтинентальной железной дороги.
Дизайнеры организовали три мультимедийных арт-пространства: «Туннель Доннер-Пик» (Donner Pass Tunnel) , «Скала мыса Горн» и «Впадина Блумера» (Bloomers Cut in Auburn). Прокладка тоннелей и строительство дороги в горах требовали изнурительного ручного труда, большая часть которого выполнялась китайцами по контракту. Им плохо платили, им не доверяли, и в 1882 году строгие иммиграционные законы лишили их гражданства. Но именно китайские рабочие построили большую часть инфраструктуры Калифорнии в 1800-х годах.


3. Китай за рубежами Китая
Находясь за границей, китайцы старались сохранять архитектурный стиль и особенности организации жилых кварталов своей родины.
Чтобы воспроизвести среду обитания китайцев за границей, дизайнеры построили в музейном пространстве две настоящие улицы.

В этой части экспозиции представлена также Синьнинская железная дорога, которая был открыта для движения в 1909 году. Эта дорога является самой длинной частной железной дорогой в стране.
Локомотив размещен на фоне картины, что выглядит очень реалистично.
В окнах вагона используются ЖК-экраны, которые отображают пейзаж за окном, и у людей возникает ощущение, будто поезд ускоряется, когда картинка начинает быстро меняться.



4. Свержение монархии
Успех революции 1911 года был во многом обусловлен поддержкой зарубежных китайцев.

В небе - первый самолет (модель) китайского производства. Он был спроектирован и изготовлен в США Фэн Жу, (уроженцем Энпина), отцом китайской авиации.


5. Памятник воинам
Во время Второй мировой войны многие тысячи китайцев, живших за рубежом, участвовали в боях в Китае, Европе, Юго-Восточной Азии и других частях света. В этом разделе экспозиции дизайнеры комплексно использовали различные средства для рассказа об истории, здесь есть и физические объекты, и графика, и цифровое мультимедиа, и реконструкции. Посетители видят «Летающих тигров» Чжэн Чаоцзюна, «Механику Наньцяо», другие события того времени.


6. В поисках Света
Многие зарубежные китайцы с энтузиазмом вернулись в Китай, чтобы принять участие в национально-освободительной войне, они внесли большой вклад в создание нового Китая. На черно-белой фотографии в центре изображена встреча председателя Мао с Ситу Мэйтаном (Situ Meitang), известным лидером китайской общины в Америке.

Часть 7: Долгая жизнь любви
Этот раздел посвящён рассказу о молодом поколении, которое в полной мере использует опыт и достижения зарубежных китайцев и укрепляет экономику страны в новую эпоху.


Источник:
https://www.beyondvision.cn/show/781.html 
Фото: Цю Цзиньфэн 摄影:丘劲锋


16.11.2023