Датская тюрьма Хорсенс (Horsens), в которой с 1853 по 2006 год содержались политзаключенные, военные преступники и знаменитый беглец Карл Август Лорентцен, открыла двери, чтобы показать, какова жизнь за решеткой. Помещение площадью 4000 кв. метров сейчас используется как аттракцион для публики и как музей.

Преображенная тюрьма Хорсенс (Horsens) была открыта в мае 2015 года. За первые шесть месяцев работы здесь побывали 30 000 человек. На конкурсе инновационных проектов InAvation Awards в 2016 году Музей тюрьмы Хорсенс был признан «Самым инновационным аттракционом для посетителей».

Над проектом превращения бывшей тюрьмы в музей уже пять лет работают датская компания-интегратор AV-Huset в сотрудничестве с дизайн-студией Kvorning Design & Communication. Реконструкция была профинансирована Nordea-foundation, коммерческим фондом, который пожертвовал 21,8 млн. датских крон (2,9 млн евро). Проект будет завершен в мае 2017 года.

При входе в бывшую тюрьму посетители получают беспроводную карточку RFID* (радиочастотная идентификация), которая позволяет им выбрать в качестве виртуального экскурсовода заключенного или охранника. Это может быть знаменитый беглец Карл Август Лорентцен, который вырыл тоннель ложкой, или бывший министр юстиции и аферист Петер Адлер Альберти. Метки RFID через контроллер активируют медиаконтент: звук, свет или видео. Например, RFID активирует фильм на экране, и когда идет речь о конкретном предмете, автоматически включается подсветка этого предмета. RFID срабатывают в тюремных камерах, кухнях и ванных комнатах, в тюремной церкви. Рассказы персонажей (от жалоб на плохое питание до проблем с наркотиками в тюрьме) были записаны не актерами, а бывшими заключенными и надзирателями. Восстановлены и оригинальные надписи на стенах. Отчетливо различимы запахи, воссоздающие тюремную жизнь.

Всего в музее 37 интерактивных инсталляции, в том числе RFID-активируемые сенсорные мониторы, сенсорные навигационные экраны, информационные планшеты, игры (трекинг в реальном времени).

«Использование интерактивных экранов помогает быстро получить информацию о персонажах. Один из экранов демонстрирует интервью с тюремными служащими, например, с охранником, медсестрой и библиотекарем», - отмечает Михаэль Вестергаард, глава отдела продаж и снабжения AV-Huset.

В центре экспозиции ­­– проекция с силуэтами людей в натуральную величину: заключенные в наручниках, тюремщики, люди, стоящие у стен тюрьмы.

Проекционные системы с короткими видео дают возможность заглянуть в тюремные камеры. Звуковые и световые приборы создают ощущение скученности в перенаселенности.

В коридорах и на лестницах посетители видят теневые изображения людей, которые появляются через определенные промежутки времени. Часть инсталляции - 13-тиметровая панорама с силуэтами-тенями.

Разработчики модернизировали старые телевизоры, находившиеся когда-то в камерах, оборудовав их современными экранами.

«Мы хотели сделать экспозицию так, чтобы не было понятно, откуда берется изображение», - сказал Мадс Хавеманн из Kvorning Design & Communication. Разработчики получили задание проецировать изображения на высоте примерно 1,3 метра, но проекторы при этом разместить на высоте 2,4 метра.

«Когда работаешь в здании постройки 1860 года, приходится решать много технических проблем, - отметил Вестергаард. - У нас большой опыт установки проекторов в сложных условиях, и в этом проекте потребовалось много особых, сделанных вручную кронштейнов, много математических расчетов, зеркал и специальных объективов, чтобы подобрать нужные углы и точки крепления проекторов».

Ключевым фактором при выборе мультимедийных проекторов, как сообщили в AV-Huset, было их низкое энергопотребление и долгий срок службы без ремонта и замены ламп. Разработчики убедили Kvorning Design и музей сместить приоритет с затрат на эксплуатацию и поддержание проекторов на вложение в проекторы с большим сроком службы и более надежные в эксплуатации. Главный менеджер по финансам, Лассе Вернер, замечает: «Здесь нет постоянной технической поддержки, поэтому было очень важно подобрать проекторы, которые будут работать много лет без ремонта». Для инсталляции были выбраны безламповые проекторы Panasonic. В AV-Huset считают, что проекторы полностью окупят себя через 7 лет.

Посетители могут продолжить изучать тему и после посещения музея: найдя нужную информацию на сенсорном экране, каждый может отправить ее на свой адрес по электронной почте.

По материалам InAVate, октябрь 2016: http://edition.pagesuite-professional.co.uk/launch.aspx?eid=b02b810b-b2d4-4f95-aaee-a6f50f4e7c22&pnum=50&error=1&debug=7aa09bff-15e9-4e68-bc2f-c2201170e26f

Фото: Kvorning Design & Communication, Maria Briese

*) RFID (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) — способ автоматической идентификации объектов посредством радиосигналов. RFID-система состоит из считывающего устройства и транспондера (он же RFID-метка или RFID-тег).