Евангелист Матфей, как и другие евангелисты,
традиционно изображается с орудиями для письма
Прообразом книг были глиняные таблички городов Междуречья. В Древней Греции, Риме, а позже и на Руси использовали церы — деревянные дощечки с углублением, залитым воском. Писали по воску стальной или костяной палочкой — стилем. Предшественником современной книги стал кодекс — рукопись в виде тетради из согнутых пополам и прошитых по сгибу листов.
Для создания книг использовали пергамен — материал из специально выделанной кожи животных. Позднее научились делать бумагу. В Европе рукописные книги создавались в мастерских-скрипториях (от латинского «скриптор» — «писец»). К XVI веку на Руси существовало несколько специальностей создателей рукописных книг. Доброписец писал основной текст, статейный писец исполнял киноварью вязь, надстрочные и подстрочные знаки. Заставный писец рисовал заставки и буквицы, а живописец — миниатюры.
В Новгороде книги переписывали как минимум с XI века. В это время здесь жил и творил переписчик книг с необычным по нашим меркам именем — поп Упырь Лихой. Древнейший русский кодекс на пергамене, Остромирово Евангелие, был создан для Новгородского Софийского собора. Кодекс был переписан в 1056—1057 годах по заказу новгородского посадника Остромира. В 1117 году в Новгороде по заказу новгородского князя Мстислава для церкви Благовещения на Городище создаётся богато украшенное Мстиславово Евангелие. Были созданы в Новгороде и другие не менее значимые памятники.
Что вам известно о древнерусских книгах и писцах?
?
?
?
?
?
?
?
Князь
Нет, неверно. По заказу князей действительно переписывались книги. Самая известная из них — Мстиславово Евангелие, переписанное по заказу князя Мстислава в начале XII века. Но заказчиком Остромирова Евангелия был новгородский посадник Остромир.
Дальше
Ремесленник
Нет, неверно. Заказать книгу для того, чтобы пожертвовать её в церковь, в то время имел возможность только знатный человек. Вряд ли простой ремесленник мог оплатить такую дорогостоящую работу. Заказчиком Остромирова Евангелия был новгородский посадник Остромир.
Дальше
Посадник
Верно! Заказчик Остромирова Евангелия Остромир был новгородским посадником. Это очень важная должность. Посадник был главой города и играл серьёзную роль в его управлении.
Дальше
Священник
Неправильно. Остромир не был священником, он был новгородским посадником. Но нам известны имена некоторых священников-переписчиков книг. Самый известный и древний из них — поп Упырь Лихой, новгородец, живший в XI веке.
Дальше
Купец
Нет, неверно. Самый известный новгородский купец — Сотко Сытинич. Он построил в новгородском детинце церковь Бориса и Глеба. По одной из версий, этот купец стал прототипом былин о Садко, побывавшем в гостях у морского царя. А Упырь Лихой был переписчиком книг.
Дальше
Сказочный персонаж
Хорошая догадка, но неверно! Упырями в старину называли вампиров. Но Упырь Лихой был вполне реальным человеком — переписчиком книг.
Дальше
Переписчик книг
Правильно! Упырь Лихой — священник, переписывавший книги. По одной из версий, Упырь — это языческое славянское имя, которое в то время было в обращении. «Лихой» означает «смелый». По другой версии, Упырь происходил из Швеции, где его имя звучало как Эпир.
Дальше
Иконописец
Нет, это не так. Хотя иконописцев в Новгороде тоже хватало. Усадьбы одного из них, Олисея Гречина, который жил в XII веке, археологи обнаружили на Троицком раскопе. А Упырь Лихой был переписчиком книг.
Дальше
Церковь Благовещения на Городище
Верно! Эта церковь была княжеской. Богато украшенное Евангелие должно было стать ценным вкладом в храм, частью его внутреннего убранства. Оно было написано в начале XII века в Новгороде по заказу князя Мстислава Великого. Евангелие украшено драгоценным окладом, заставками и миниатюрами.
Дальше
Церковь Спаса на Нередице
Неправильно. Несмотря на то, что в Нередицком монастыре тоже хранились книги, Мстиславова Евангелия среди них не было, оно было предназначено для Церкви Благовещения на Городище.
Дальше
Церковь Параскевы Пятницы
Нет. Церковь Параскевы Пятницы «моложе» Мстиславова Евангелия на несколько десятилетий. Она была построена на Ярославовом Дворище в 1156 году и сохранилась до наших дней. А Мстиславово Евангелие хранилось в Церкви Благовещения на Городище.
Дальше
Есть
Неправильно. Без еды на получение знаний не останется сил! Правильный ответ: «мало спать»!
Дальше
Спать
Правильно! В оригинале это высказывание звучит так: «Аще (если) кто хощет (хочет) много знати, подобает тому мало спати». Средневековые мудрецы корпели над книгами по ночам...
Дальше
Пить
Неправильно. В поиске знаний без питья не обойтись! А вот спать можно поменьше.
Дальше
Читать
Неправильно. Чтобы приобрести новые знания, читать нужно много! Правильный ответ: «мало спать»!
Дальше
Он переписывал только небольшие статьи или главы книги
Неправильно. Основной текст писал доброписец. А статейный писец создавал с помощью киновари заглавия.
Дальше
Он переписывал заглавия и те части текста, которые украшались золотом
Все верно! Статейным писцом называли каллиграфа, создававшего киноварные заглавия. Он же прописывал знаки в тексте, которые потом украшались золотом. Это была важная и ответственная часть работы. Заглавия часто писались в стиле древнерусской вязи — узора из букв.
Дальше
Он рисовал заставки и инициалы
Нет. Писец, рисовавший заставки и инициалы, назывался заставным. А статейный писец создавал с помощью киновари заглавия.
Дальше
Он рисовал миниатюры
Неправильно. Миниатюры рисовал живописец. Среди художников, оформлявших книги, были иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублёв. А статейный писец создавал с помощью киновари заглавия.
Дальше
Харатья
Неверно. Харатьей назывался документ, написанный на пергамене, и пергаменные рукописи назывались харатейными. Рукопись, написанная на тетрадях и сшитая в блок, называется латинским словом «кодекс».
Дальше
Инкунабула
Неверно. Непривычным словом «инкунабула» называют книги, напечатанные в Европе до 1501 года. Рукопись, написанная на тетрадях и сшитая в блок, называется латинским словом «кодекс».
Дальше
Цедулка
Неверно. Цедулками в старину называли записки. Рукопись, написанная на тетрадях и сшитая в блок, называется латинским словом «кодекс».
Дальше
Папирус
Неверно. На папирусе писали в Древнем Египте, Греции и Риме. Это писчий материал, изготовленный из травы «папирусная сыть». Рукопись, написанная на тетрадях и сшитая в блок, называется латинским словом «кодекс».
Дальше
Кодекс
Правильно! Рукопись, написанная на тетрадях и сшитая в блок, называется латинским словом «кодекс».
Дальше
Переплёт книги
Неправильно. Несмотря на то, что на переплётах могли изображать людей и животных, лицами их не называли. Лицами назывались миниатюры, а украшенные ими книги — лицевыми.
Посмотреть результат
Миниатюра, иллюстрирующая текст
Верно! Миниатюры назывались лицами, а украшенные ими книги — лицевыми. Миниатюры рисовали темперой и чернилами, в более позднее время применяли акварель. Иногда их украшали золотом.
Посмотреть результат
Застёжки книги
Неверно. Застёжки были важным украшением книги. Их делали из меди или драгоценных материалов. Помимо того, что застёжки создавались для красоты, они также защищали книгу от попадания пыли, а книжный блок — от проседания. Лицами назывались миниатюры, а украшенные ими книги — лицевыми.
Посмотреть результат
Заставки и инициалы
Неправильно! Заставки и инициалы украшали текст. Их рисовали темперой, использовали в оформлении киноварь и золото. А лицами назывались миниатюры. Украшенные ими книги назывались лицевыми.
Посмотреть результат
Молодец! В средневековой школе вы были бы не последним учеником…
Почти отлично, про вас
не скажешь, что вы аза
в глаза не видели…
Неплохо, но пока есть
к чему стремиться…
Уже что-то, но книжная премудрость
ещё вам не открылась…
Уже что-то, но подучиться
не помешает…
Пока что познаний маловато…
Кажется, кому-то надо подучиться…
В средневековой школе за такое
дали бы розог…