В Послании Дмитрия Грека Толмача новгородскому архиепископу Геннадию рассказывается о том, что по велению Геннадия он добрался до Рима и там в римских летописных книгах с трудом смог найти некое сказание, которое тщательно скрывают по причине того, что боятся позора. «Для этой цели Митька при помощи даров вошёл в расположение к книгохранителю церкви римской по имени Яков. Яков и рассказал Митьке содержание этого скрываемого сочинения, а Митька его записал».
О каком произведении идёт речь?
Первые произведения оригинальной древнерусской литературы, дошедшие до нас, относятся к середине XI столетия. Новгородские средневековые литературные памятники носят самобытный, оригинальный характер. Вызвано это значительной ролью Новгорода в развитии русской культуры, своеобразием политического и экономического развития первой русской республики. В новгородской литературе присутствуют все жанры древнерусской словесности, но на всех них лежит печать яркой и бурной жизни вечевого города. Сочинения новгородцев отличает лаконичный стиль изложения, любовь к родному городу, его памятникам, богатая фантазия и бережное отношение к истории и фольклору.
Не верно. Книга Паломник — это описание паломничества в Константинополь, составленное новгородским архиепископом Антонием (в миру — Добрыня Ядрейкович) в начале XIII века. Древнейшее сохранившееся русское сочинение по математике, хронологии и пасхалистике — это «Учение о числах», написанное доместиком новгородского Антониева монастыря Кириком в Новгороде в 1136 году.
Паломник
Ну что вы, конечно нет. Новгородская скра — это устав Немецкого торгового двора в Новгороде. Он был составлен в XIII веке. Со временем стал сводом правил Ганзейского союза, сотрудничавшего с Новгородом. Древнейшее сохранившееся русское сочинение по математике, хронологии и пасхалистике — это «Учение о числах», написанное доместиком новгородского Антониева монастыря Кириком в Новгороде в 1136 году.
Новгородская скра
Совершенно верно. «Учение о числах» написано доместиком новгородского Антониева монастыря Кириком в Новгороде в 1136 году. Это трактат об исчислении времени, древнейшее сохранившееся русское сочинение по математике, хронологии и пасхалистике.
Учение о числах
Не верно. В послании, адресованном тверскому владыке Фёдору, содержатся рассуждения о земном рае и его описание. А на бесе, по легенде, летал новгородский архиепископ Иоанн. Дело было так. В одну из ночей праведному Иоанну явился бес, который принялся искушать его. Однако праведный Иоанн перекрестил непрошеного гостя, повелев бесу отвезти его в Иерусалим. И тотчас же будущий первый архиепископ Новгорода там оказался. Праведный Иоанн поклонился Гробу Господню и благополучно возвратился в Новгород верхом на том же самом бесе. На эту легенду и опирался Н. В. Гоголь.
Послание архиепископа
Василия Калики «О рае»
Не верно. В этой повести рассказывается о том, как в Новгороде оказался белый клобук, головной убор епископа, отличающийся по цвету от чёрных головных уборов других русских епископов. А на бесе, по легенде, летал новгородский архиепископ Иоанн. Дело было так. В одну из ночей праведному Иоанну явился бес, который принялся искушать его. Однако праведный Иоанн перекрестил непрошеного гостя, повелев бесу отвезти его в Иерусалим. И тотчас же будущий первый архиепископ Новгорода там оказался. Праведный Иоанн поклонился Гробу Господню и благополучно возвратился в Новгород верхом на том же самом бесе. На эту легенду и опирался Н. В. Гоголь.
Повесть
о белом клобуке
Верно. На бесе, по легенде, летал новгородский архиепископ Иоанн. Дело было так. В одну из ночей праведному Иоанну явился бес, который принялся искушать его. Однако праведный Иоанн перекрестил непрошеного гостя, повелев бесу отвезти его в Иерусалим. И тотчас же будущий первый архиепископ Новгорода там оказался. Праведный Иоанн поклонился Гробу Господню и благополучно возвратился в Новгород верхом на том же самом бесе. На эту легенду и опирался Н. В. Гоголь. Житие рассказывает и о других эпизодах жизни новгородского святого.
Житие Иоанна
Новгородского
Нет. Не верно. Домострой содержит наставления о семейной жизни, ведении домашнего хозяйства и даже кулинарные рецепты. Книга составлена в XVI веке протопопом Сильвестром, сподвижником первых лет правления Ивана Грозного, новгородцем по происхождению.
Первое упоминание моста в Новгороде относится к 1133 году. Его мы можем встретить в Новгородской первой летописи, древнейшем памятнике новгородского летописания, рассказывающем о важнейших событиях из жизни средневекового Новгорода. Начало его составления относят к XII веку. В последующем мост упоминается регулярно, в основном в связи с его ремонтами и поновлениями после наводнений или пожаров. Название «Великий» появляется лишь в 1220-х годах.
Домострой
Именно. Первое упоминание моста в Новгороде относится к 1133 году. Его мы можем встретить в Новгородской первой летописи, древнейшем памятнике новгородского летописания, рассказывающем о важнейших событиях из жизни средневекового Новгорода. Начало его составления относят к XII веку. В последующем мост упоминается регулярно, в основном в связи с его ремонтами и поновлениями после наводнений или пожаров. Название «Великий» появляется лишь в 1220-х годах.
Новгородская
первая летопись
Вы не правы. Первое упоминание моста в Новгороде относится к 1133 году. Его мы можем встретить в Новгородской первой летописи, древнейшем памятнике новгородского летописания, рассказывающем о важнейших событиях из жизни средневекового Новгорода. Начало его составления относят к XII веку. В последующем мост упоминается регулярно, в основном в связи с его ремонтами и поновлениями после наводнений или пожаров. Название «Великий» появляется лишь в 1220-х годах. Устав князя Ярослава о мостех — это сочинение, которое содержит правила о мощении улиц в Новгороде. Устав был дан новгородцам князем Ярославом Всеволодовичем в конце XIII века.
Устав князя
Ярослава о мостех
Нет, Комиссионный (Археографический) и Академический списки Новгородской первой летописи младшего извода, в которых размещена Краткая редакция Русской Правды датируются XV веком. Русская Правда также входит в состав Новгородской Кормчей 1282 года. Кормчая была создана «повелением благоверного князя Новгородского Дмитрия» и «стяжанием боголюбивого архиепископа Климента» для Софийского собора. Кроме Русской Правды в состав Кормчей входят и другие произведения новгородского происхождения: Вопрошание Кирика, княжеские уставы, поучение новгородского архиепископа Иоанна (Ильи).
Зато в Новгородской первой летописи под 1016 годом помещён рассказ о борьбе Ярослава Мудрого со Святополком, после победы над которым Ярослав награждает помогавших ему в борьбе новгородцев деньгами и дарует им грамоту. Затем в летописи приводится текст Краткой Правды.
Новгородская
первая летопись
младшего извода
Да. Русская Правда входит в состав Новгородской Кормчей 1282 года. Кормчая была создана «повелением благоверного князя Новгородского Дмитрия» и «стяжанием боголюбивого архиепископа Климента» для Софийского собора. Кроме Русской Правды в состав Кормчей входят и другие произведения новгородского происхождения: Вопрошание Кирика, княжеские уставы, поучение новгородского архиепископа Иоанна (Ильи).
Новгородская Кормчая
Нет. Древнейший сохранившийся Троицкий список Мерила Праведного, содержащий список Пространной редакции Русской Правды, датируется лишь серединой XIV века. Мерило Праведное, или «весы правосудия», — древнерусский сборник церковно-канонического и юридического характера. А самый древний список Русской Правды входит в состав Новгородской Кормчей 1282 года.
Мерило Праведное
Нет. Послание архиепископа Василия Калики, адресованное тверскому владыке Фёдору и содержащее рассуждения о земном рае и его описание, написано в середине XIV века, задолго до времени архиепископа Геннадия. Это «Повесть о белом клобуке». В ней рассказывается о головном уборе епископа — белом клобуке, подаренном императором Константином римскому папе Сильвестру. После того как церковь в Риме впала в ересь, папа по приказу ангела, явившегося ему во сне, передал клобук в Новгород, где он стал частью облачения новгородских владык, выделяя их из всех русских епископов.
Послание архиепископа Василия Калики «О рае»
Да. Это «Повесть о белом клобуке». В ней рассказывается о головном уборе епископа — белом клобуке, подаренном императором Константином римскому папе Сильвестру. После того как церковь в Риме впала в ересь, папа по приказу ангела, явившегося ему во сне, передал клобук в Новгород, где он стал частью облачения новгородских владык, выделяя их из всех русских епископов.
Повесть о белом клобуке
Нет. Поучение Луки Жидяты — это одно из древнейших русских ораторских сочинений. Вероятнее всего, оно было произнесено в 1034 году Лукой Жидятой при его вступлении на кафедру, задолго до времени архиепископа Геннадия. Это «Повесть о белом клобуке». В ней рассказывается о головном уборе епископа — белом клобуке, подаренном императором Константином римскому папе Сильвестру. После того как церковь в Риме впала в ересь, папа по приказу ангела, явившегося ему во сне, передал клобук в Новгород, где он стал частью облачения новгородских владык, выделяя их из всех русских епископов.
Поучение Луки Жидяты
Русская Правда. Мерило Праведное.
Троицкий список, XIV в.
Рукопись «Учения о числах» Кирика Новгородца
Иоанн на бесе. Рисунок неизвестного автора
Строительство моста через Волхов в 1532 году.
Миниатюра из Лицевого летописного свода
Новгородская первая летопись.
Синодальный список, конец XIII в.
Повесть о белом клобуке. Сборник смешанного содержания из Кирилло-Новоезерского монастыря, XVII в.
Остатки конструкции моста X века