Новое здание музея археологии Моесгор (Moesgaard) в Орхусе* площадью около полутора тысяч квадратных метров было спроектировано архитектурной мастерской Henning Larsen Architects. Здание органично вписано в ландшафт.

Самая высокая точка “зеленой” крыши - 21 метр. По крыше музея можно гулять, зимой здесь катаются на санках. Первые посетители пришли в обновленный музей в октябре 2014 года. И в первый же месяц его посетили около пяти тысяч человек.

Музей тематически разделён на археологическую и этнографическую экспозиции, имеет зрительный и конференц-залы, а также площадки для временных выставок (примерно 900 кв. м). В каждом из разделов постоянной экспозиций - бронзового, железного веков и эпохи викингов - используются мультимедийные технологии.

Дизайн-студия музея Моесгор под руководством архитектора и менеджера выставочных технологий Йохана Аренфельда (Ahrenfeldt) предложила нетрадиционные решения, использовав приемы выставочного дизайна и инсталляций. «Технологии интегрированы, чтобы оживить историю, чтобы люди из прошлого вышли на первый план в нашей экспозиции, - пояснила Паулина Асинг (Asingh), куратор музея. - Эффективное использование атмосферных звуковых и световых решений, анимации, проекции, интерактивных инсталляций, сценографии и повествовательной синергии между выставками на двух уровнях позволяет вовлечь посетителей в историческое повествоание и помогает им соотнести себя с предками».

Первая временная выставка в новом музее рассказывала об истории китайского императора Цинь Шихуанди и его Терракотовой армии**. На выставке были использованы атмосферное звуковое сопровождение и интерактивный проекционный мэппинг.

Проекция и мэппинг

Инновационные методы мэппинга используются для выделения экспонатов. Наряду с обычной проекцией на плоские белые поверхности большая часть контента, в том числе анимационная, проецируется на необычные объекты, такие как камни и почва. Это стало возможным благодаря высокой контрастности лазерных проекторов Panasonic. Также анимация проецируется на крупнейший в Дании театральный задник: изображение болота является удачным фоном для коллекции некоторых сохранившихся останков в экспозиции, посвященной железному веку.

Для анимированного изображения двух армий викингов на изогнутых стенах зала (инсталляция «Битва») использованы пять проекторов с короткофокусными объективами.

В других разделах музея, размещенных в меньших залах с небольшими по размеру проекциями, использовались ультрапортативные лазерные широкоформатные проекторы. При строительстве здания было предусмотрено несколько вариантов потолочного монтажа для всех проекторов, что облегчало инсталляцию.

Характерно использование мэппинга в экспозиции «Терракотовая армия», где посетители могут окрасить 3D-фигуру воина с помощью сенсорного экрана с виртуальными кнопками. Чтобы подготовить мэппинг (программирование и отображение), потребовалось изготовить 3D модель воина с помощью 3D сканера. «Я уверен, что такой тип интерактивной экспозиции станет популярным в музеях, особенно в связи с меняющимися возможностями движков (программного обеспечения) для 3D, - сказал Йохан Аренфельд. - Это очень важная часть выставки, и мы знали, она будет популярна у детей».

Система управления

Для запуска проекта Аренфельд выбрал систему управления и воспроизведения, наиболее подходящую для каждого экспоната обширной экспозиции, а именно Dataton Watchout. Он пояснил: «Это мой любимый медиасервер для проекции, а специально настроенные компьютеры с программным обеспечением Watchout вместе с WatchPax 2 идеально подходят для экспозиции железного века и боевых экспонатов. Плееры BrightSign также хороши для воспроизведения видео- и аудио контента».

Звуковая среда и освещение

Дизайнеры Хенрик Вьера и Николай Берклунд создали атмосферные представления экспонатов посредством подсветки. В витринах все артефакты освещены специальными световыми приборами, которые превращают экспонаты в элементы освещения. Эта концепция экономична и позволяет избегать бликов от прямого света.

«Мы рассматривали каждое помещение, участок и даже витрину, как отдельную позицию, как будто это была сцена в фильме или театральной постановке, - сказал Вьера. - Для некоторых инсталляций были разработаны специальные кривые диммирования для синхронизации подсветки с проекцией и анимацией». Так, в экспозиции «Болото» задник, выполненный ручной росписью, искусно подсвечивался так, чтобы за 15-минутный цикл показать смену дня и ночи.

В батальных сценах в экспозиции железного века использованы обволакивающий звук и датчики, встроенные в пол. После сцены битвы артефакты, которые фигурируют в анимации, высвечиваются светильниками, встроенными в витрины.

На этнографической выставке, в зале с темными стенами, полом и потолком, показаны церемониальные племенные маски, соответствующие разным возрастам. Каждая высвечивается по очереди, при этом другие маски остаются в темноте. Было отобрано более 20 видов световых приборов - преимущественно светодиодные модели, многие из которых были модифицированы, чтобы соответствовать конкретным требованиям музея. Благодаря их высокому качеству, в частности, небольшому выделению ими тепла, стало возможным в ряде случаев установить их внутри витрин. Отдельные экспонаты не могли выдержать слишком сильного освещения: некоторым из них более 3000 лет, и они могли быть повреждены ярким светом. Другие, например, хорошо сохранившиеся «болотные тела» (тело человека из Гроболла***), не перенесли бы прямого освещения и ультрафиолетовых лучей.

В течение ближайших полутора лет в музее Моесгор будет продолжено технологическое развитие: будут открыты две постоянные выставки, посвящённые каменному веку и средневековью.

По материалам: Zoe Mutter. Innovating The Past. AV Magazine. 14.05.2015. http://www.avinteractive.com

Фото: http://www.moesgaardmuseum.dk

* Орхус (первоначальное название - Арос) заложен в конце 7-го века, это один из старейших из ныне существующих городов Дании.

** «Терракотовая армия» — принятое название захоронения по меньшей мере 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей у мавзолея императора Цинь Шихуанди в Сиане. Терракота (от итал. terra — земля, глина и cotta — обожжённая) — керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Терракота изготовляется из особых сортов глины, которая после обжига приобретает характерную фактуру и цвет от чёрного и красно-коричневого до светлого кремового.

*** Grauballe Man – человек из Гроболла — так назвали одно из наиболее хорошо сохранившихся болотных тел (bog body). Человек был обнаружен 26 апреля 1952 года в торфяном болоте в окрестностях Силькеборга, Дания.

27.05.2015