Музей MAGMA (Museo delle arti in ghisa nella Maremma) был задуман как музей истории старинного чугунолитейного предприятия. На протяжении большей части 19-го века в здании, где сейчас находится музей, работала самая передовая по тем временам доменная печь, известная как плавильня св. Фердинанда.

Постоянная экспозиция музея состоит из трех частей:

  • 1 этаж - искусство художественного литья городка Фоллоника;
  • 2 этаж - история места и история выплавки здесь чугуна;
  • подвал - технология получения чугуна из руды.

Экспозиционное решение и инсталляция оборудования принадлежат компании Asteria Multimedia (регион Тренто, Италия). Проект объединил коллекцию экспонатов с мультимедиа, видеоинтервью, интерактивными инсталляциями, скульптурой, диорамой.

В здании, где расположен музей, в конце 1400-х была мельница, с 1546 года - кузница, а в 1818 году, после переоборудования, появилась доменная печь. Плавильня св. Фердинанда, проработавшая до 1888 года и разобранная после 1907-го, считалась лучшей в Тоскане и одной из самых передовых в Италии с точки зрения расхода топлива, эффективности использовании руды, получения готового продукта.

В одном из залов восстановлено большое водяное колесо, сооруженное в 1818 году как часть системы поддува доменной печи. Изображение, проецируемое тремя проекторами, имитирует потоки воды, падающие на колесо. Домна была расположена внутри огромного здания, в котором находились также закутки для рабочих, склады, мастерские, угольные кладовые и печи. Теперь на месте печи устроена арт-инсталляция, имитирующая процесс выплавки чугуна.

Объемная композиция воссоздает точные размеры внутренней камеры печи. Красные полосы на дне отображают стадию обжига; полоски в центре – это железная руда со слоями коксующегося угля; а прозрачные полоски в верхней части символизируют дым и горячие газы, которые поднимаются из трубы. Помещение наполняет рев доменной печи, и композиция начинает светиться. Звук усиливается, и изображение становится все ярче, пока не становится белым, а затем постепенно угасает. На стенах зала возникает проекция: призрачные силуэты людей заняты работой у печи. Льется горячий металл, потом он застывает. А когда литейные формы, потрескавшись, отпадают, появляется изображение прекрасного города – это Фоллоника.

Посетители могут попробовать себя в роли сталеваров и сами провести плавку. Для этого им надо с помощью интерактивной панели загрузить в печь ингредиенты в правильных пропорциях.

На большом дисплее демонстрируются интервью со старожилами, бывшими работниками металлургического завода в Фоллонике. Интервью разбиты на фрагменты, и посетитель может выбрать именно ту часть рассказа, которая ему наиболее интересна.

В экспозиции первого этажа представлена уникальная коллекция деревянных моделей, которые использовались для изготовления форм для отливки. Посетители видят, как работает с деревом мастер, изготавливая модель: на старинном рабочем столе рядом с инструментами – видеопроекция, крупный план рук. Исторический раздел завершается ретро-вагоном, в окнах-дисплеях которого посетители видят некоторые наиболее интересные примеры использования чугунных изделий в архитектуре.

Экспозиция второго этажа показывает, почему Фоллоника стала ведущим центром железоделательной промышленности в 16-м веке. Причинами были близость богатых гематитовых рудников на острове Эльба, обилие лесов и водных ресурсов - источников энергии, необходимой для работы завода. Эти преимущества были использованы еще в древности этрусками (диорама воссоздает древние методы выплавки чугуна).

Коллекцию полезных ископаемых с острова Эльба можно изучить в интерактивном киоске: посетитель выбирает минерал на дисплее, и на экран выводится подробная информация о нем, при этом подсвечивается образец в витрине. Интерактивная инсталляция рассказывает о древесине, из которой получали уголь: если посетитель правильно совмещает изображения стволов и листьев дерева, на дисплей выводится рассказ об этом дереве и о качестве получаемого из него угля.

Интерактивность экспозиции в музее обеспечивают также датчики движения и специальные метки (RFID-метки). Воспроизведение AV-контента начинается, когда посетители производят определенные действия – например, переворачивают песочные часы в Этрусском зале или кладут на интерактивный стол архивную папку в зале «Рабочие истории».

По материалам: http://www.asteria.it, http://www.asteria.it, http://www.inavate.ru/site/content/view/5440/24/

Фото: http://www.magmafollonica.it/

08.01.2015